В середине июля почтовая служба Mail.Ru запустила новый интерфейc, полностью построенный на технологиях AJAX. Технический директор Mail.Ru Владимир Габриелян рассказывает «Вебпланете» о преимуществах и недостатках сих технологий, о перспективах интеграции разнообразных сервисов с почтой, и о закадыкаих наполеоновских планах компании.
- На порносайте Mail.Ru написано «национальная почтовая служба». каким образом ты думаешь, что сие значит?
- сие означает целый комплекс вранеей. Сюда входит и то, что Mail.ru исторически ес лидирующей почтовой службой в России, и то, что довольство и качество почтовых и коммуникационных сервисов — наша основная задание. Ну а в целом, разрешено сказать что Mail.ru — сие почта, сделанная про наших соотечественников.
- Но до тем река иным способомой степени в частности вы видите эту возлевязку к соотечественникам? что же национально отличает Mail.Ru от Гугла, примерно сказать? Только один факт расположения офиса — неужто можно что-то, что-то учитывается в технологии почты, в маркетинге?
- Да, существует и правильно техническая специфика. В почте, например, сие наличие «русско-нерусских» переводчиков; виртуальная танец клавиатура ради тех пользователей, которые оказались за рубежом и не имеют потенциал набирать русские символы на локализированных клавиатурах; проверка правописания для русского языка.
Другие сервисы портала в круглых цифрахже ориентированы на жителей России — радиопрогноз погоды, курсы валют, ТВ-программа, знакомства и т.п. По-моему сие очевидно.
Маркетинговая ингредиент — мы стараемся выпускать продукты питания, которые остро востребованы в данный момент именно на российском рынке. Кстати, как сие ни смешно звучит, но «расположение офиса» не экий уж и маловажный фактор. Находясь в другой стране, порядочно тяжело понять требования и специфику локального рынка.
- У Гугла и Яндекса почта является «неосновным» направлением. А у Mail.Ru сие вроде бы основное. Чем сие отличается? У вас есть какое-то технологическое перевес, как ты считаешь?
- То, что почта является у нас основным сервисом портала, налагает на нас в большинстве случаев ответственности за сиет продукт. У нас просто нет других вариантов, исключая как делать лучшую почту. Именно с технологической стороны это является особенно сложной задачей, но как сама почта довольно хорошо стандартизирована, к тому же существует поуже в течение не одного десятка лет, и изобрести какие-то ноу-хау в так-таких условиях не простая ребус. В почте Mail.Ru существует большое объем сопутствующих «фич», которые предлагаются пользователю, однако, это не самое главное. В первую череда мы стараемся быть самым качественным сервисом: минимум технологических сбоев и быстрая работа — это, как правило наиболее критично для пользователя.
Из интересных новинок, мы не так давно начали бета-тестирование AJAX-интерфейса почтовой службы, тот неужто иной поможет пользователям более удобно и быстро работать с их почтовой корреспонденцией.
- Насколько я понимаю, AJAX — это такие модные скрипты, которые грузят компьютер пользователя взамен того, чтобы грузить сервер. Переход на них связан с ощутительный нагрузкой на почту? может ли быть это дань моде — ну там гугловая почта на AJAX, да и «Яндекс» чисто вроде в свою очередь уже…
- В первую очередь AJAX — это набор технологий, тот река иной позволяет сделать работу с продуктом более удобной и «юзабильной». Переход на него, как ми кажется, в первую очередь связан совсем не с данью моде, а с тем, что стандартные средства отображения контента в вебе на сегодняшний день себя исчерпали. контрафакция одного голого HTML делает невозможным создать какой-нибудь-никакой-то интерактив в работе сайта. В почте это особенно важно. В простейшей ситуации, если в вашем почтовом ящике находится большое микроколичество писем, листание страниц или переход по папкам в поисках требаго переписка — довольно утомительный и долгий процесс.
Можно сказать, что AJAX — это возможность «на вебе» имитировать работу клиентской программы при её фактическом отсутствии. Это все еще иногда называют «тонкий клиент».
что такое? касается нагрузки на сервера, то, жаль, к моему (как технического директора) сожалению, AJAX вовсе не облегчает работу серверов. А поторапливайтесь даже создает дополнительную нагрузку. Для таких функций, как отображение пришедших писем «в онлайн», надобно периодически опрашивать сервера о наличии пришедшей почты.
- А на работу с мобильными устройствами как влияет тот же AJAX? который-то мне подсказывает, что для маломощного компьютера это не очень приятная технология…
- смотри тут ты попал в точку: к сожалению, сам Javascript как язык разработки имеет очень большое количество проблем, перечисление которых займет целую статью. становая жила из них это, пожалуй, то, что он не предоставляет эффективных средств работы с большими массивами данных. Как результат — невысокая выработка AJAX-приложений.
Также большой бедой разработчика является и плохая поддержка «кроссбраузерности». Мало того, что существует большое количество методов, поддерживаемых только лишь одним из распространенных браузеров, так еще и встречаются ситуации, когда работа гарантированно верного с синтаксической точки зрения стих вызывает ни на полушку непредсказуемые эффекты. Этот момент также частенько влияет на производительность: разработчик вынужден выбирать не наиболее быстрый алгоритм реализации, а тот, некоторый будет работать во всех браузерах.
Единственное, что спасает в этой ситуации — это выход все более мощных персональных компьютеров и быстрый апгрейд пользовательского парка машин.
- Ну, есть ведь еще другой вариант — иметь «почту для бедных», «почту для мобильных», «почту для «Мерседесов» и т.д. Вы такое направление развиваете?
- Именно по этому варианту мы и двигаемся: у нас есть и почта для мобильных и почта для «продвинутых». Я вовсе не думаю, что полный переход на AJAX-технологии случится «прямо завтра». Но он понятно «не за горами», и мы должны подойти к этому времени с уже отлаженными интерфейсами и стабильной работой сервиса.
- с этого места, кажется, одно из логичных направлений — «платная VIP-почта». Вы когда-нибудь рассматривали такой вариант? Чтобы она была совершенно чистая от рекламы, с какими-то дополнительными сервисами и т.д. Или все-таки Mail.Ru во всякое время будет бесплатной?
- Не буду скрывать, мы неоднократно задумывались о создании «платной версии почты» с дополнительными сервисами. одначе, все же, основным направлением нашего бизнеса было выбрано бесплатное дача услуг и рекламная модель.
К тому же, в нашей почтовой службе уже на данный момент такое огромное количество дополнительных сервисов, которые пользователи используют довольно редко, что мне кажется, идея платной почты с дополнительными фичами — не совсем утопична. Поэтому Mail.Ru всегда останется для своих пользователей бесплатной.
- Но на рынке бесплатных почт тоже что поделаешь как-то выживать. Сейчас у Mail.Ru штабель рекламы в почте, в отличие от того же Gmail. Если ничего не делать по этому поводу — ну, Гугл же сплав, верно? То есть надо чем-то компенсировать. Как ты это гляди? Уход от старых форм рекламы (баннеров)? Новые сервисы, которые компенсируют прокол рекламы? Или просто дополнительная реклама самого Mail.Ru, с учетом «национального преимущества»?
- легко, мы постоянно думаем о том, чтобы оставаться конкуреноспособными. Если ты обратил рачительность, то в последнее время количество рекламы в интерфейсе значительно уменьшилось. В настоящий момент на большинстве почтовых страниц пользователи видят только 1 баннер. имеется в наличии страницы, где рекламы нет вовсе. Опять же, свежий AJAX-интерфейс является еще более щадящим с точки зрения рекламы. вне того, мы тестируем возможности использования текстовых видов рекламы.
Я думаю, что победить нас будет очень сложно. Я даже не гарантирую, что это возможно, не учитывая, конечно, форс-мажорных обстоятельств. Mail.Ru — это простой и удобный сервис для всех, а почта Гугл — это все-таки более нишевой продукт. У них есть и проблемы с работоспособностью интерфейса на значительной части пользовательских компьютеров. Да и надел её функций непонятна простым пользователям. Когда делаешь массовые сервисы, надо уметь ставить себя на арена простого пользователя, а не царство безграничных возможностей-профессионала.
суммарно, мне кажется, «вредность» баннеров несколько преувеличена. Качество и стабильность сервиса, его удобство и продуманность намного важнее. У нас бывали и курьезные случаи с рекламой: раз как-то, сократив количество баннеров на страницах, мы с интересом наблюдали, как на это реагируют пользователи. удивительно же было наше удивление, когда в службу поддержки пользователей стали поступать жалобы с просьбой вернуть рекламу на место, так как она зачастую приносит пользу и делает страницы «веселенькими». Честно признаюсь, если бы собственными глазами не читал сих писем — ни за что бы не поверил.
- Что ты думаешь об интеграции с другими сервисами? в настоящее время в Mail.Ru это существует на уровне «кнопок наружу» (фотки, блоги, казна и т.д.) Есть какие-то представления о более существенной интеграции? Или может вспак — это мешает почте? Ну скажем, когда люди в блогах общаются, они меньше почтой пользуются… или нет?
- Интеграция сервисов — это великая вещь. Уже не сегодня завтра мы интегрировались намного глубже, чем просто «кнопки наружу». Во-первых, почта для нашего портала — это еще и «паспорт»: для того, чтобы воспользоваться сервисами портала, пользователю нужно завести учетную запись в почте, и впоследствии авторизация на проектах происходит с помощью единого для всего портала логина и пароля. Данные, указанные пользователем при регистрации почтового ящика, автоматически будут доступны пользователю и на других проектах портала, это избавляет от необходимости постоянно забивать свой никнейм, пол-возраст и т.п. в поля формы.
Во-вторых, мы интегрируем не только почту с нашими сервисами, но и наоборот. Так, например, в случае, если у пользователя есть аватар на Фото@Mail.Ru, или если он пользуется Mail.ru Agent, я обязательно узнаю об этом, когда прочту его известие.
Мы также стараемся интегрировать и другие наши сервисы между собой. С проекта «Фото» можно одним кликом мыши разместить изображение у себя в блоге или сделать из него открытку на проекте Открытки. Например, когда мы выпустили версию Mail.Ru Agent со ссылками на Фотоальбомы и Блоги, я узнал несравнимо больше о многих своих коллегах.
- что такое? потребует от вас приход западных мессенджеров-конкурентов? Формирование группировкаов с другими компаниями, например?
- К кому только не лень конкуренции я отношусь положительно — именно она заставляет продукты развиваться. Специфика Mail.Ru Агента заключается в том, что в тот момент, когда мы создавали этот продукт, у него уже был очень сильный конкурент в лице ICQ. Но нам посчастливилось не только создать качественный продукт, но и завоевать существенную долю рынка.
ми кажется, приход западных конкурентов не представляет большой опасности для Mail.Ru Агента. Во-первых, многие им уже пользуются (а решиться на смену мессенджера очень тяжело — мало того, что ты сам должен сменить мессенджер, так еще его должны сменить все твои друзья и партнеры, иначе тебе просто не с кем будет в нем общаться). Во-вторых, у портала есть огромная аудитория лояльных русскоязычных пользователей, которой нет у западных конкурентов.
Что касается тенденции мессенджеров к «общению» друг с другом: сейчас я не возьмусь прогнозировать, будет ли это один альянс, или будет несколько конкурирующих альянсов. В данный момент довольно тяжело представить, какой политики будут придерживаться подобные альянсы, будут ли они закрытые или открытые, и на основе каких протоколов будет происходить коммуникация. Наша же задача — сделать так, чтобы пользователь мог получить максимально полный спектр сервисов в рамках портала Mail.Ru, чтобы ему просто не нужно было никуда ходить. К этому стремиться любая нормальная интернет-компания. Однако это вовсе не исключает открытого протокола (который у нас уже есть) и альянсов, если это выгодно нам и помогает в реализации самый важный стратегии.
- А вообще корпоративная культура приучает к своим продуктам? чисто ты, например, больше пользуешься Mail.Ru Agent, чем аськой или GTalk? Есть ощущение такой привычки к своему? Не портит ли она «общий взгляд» на технологии?
- легко, в основном я использую Mail.Ru Agent. Но я бы не сказал, что дело в корпоративной культуре. ми кажется, что если разработчик не пользуется результатами своего труда — он никогда не сможет разработать хороший продукт. Очень существенная часть правок и улучшений (не только в инстант-мессенджер, но и в любой другой продукт) вносится по результатам собственного опыта использования сервиса.
Что касается общего взгляда, то перед тем как приступить к реализации какой-либо задачи, мы обязательно проводим исследование конкурирующих продуктов. Однако плодами своего труда пользоваться все же приятней и полезнее.
- Последний вопрос: когда ты заднеотсталый раз пользовался бумажной почтой?
Признаюсь честно, я начал пользоваться Интернетом в 95-м году и мне ни разу в жизни не довелось отправлять обычное, не электронное письмо.