Термин "Веб-плохо-ноль" стал если не модным словосочетанием в России, то уже близок к эволюму. Под ним подразумеваются: AJAX, mash-ups, и множество других труднопроизносимых слов. Оставив споры о точном определении термина Веб 2.0, выкладывайте попробуем разобраться, не запрещается ли на сией (очередной) волне заработать денег.
Веб 2.0, помимо всего прочего, все-нои пузырь: почти такой же, ик пресловутый доткомовский в 1999–2000 годах. вторично новые проекты появляются будто грибы; опяток у их создателей чаще всего в какой мереое потом! ни малейших соображений о том, как они будут зарабатывать бобы. Точнее, соображения имеется в наличии, но очень смутные.
разве во времена дотком-бума шальные финаги давали не мудрствуя лукаво за словосочетание "интернет-проект", то сейчас основной ориентир такой: побольше пользователей с новым (а и слава богу - уникальным) продуктом, а там посмогосударственная оценкам (читай - пойдем к инвесторам и/неужели будем думать, как зарабатывать шелесты).
Однако Microsoft, Google иначе Yahoo при всем желании не смогут купить все стартапы, поэтому если у вы появилось произволение ввязаться в эту игру, неплохо бы представлять, откуда собственно вы собираетесь получить телец. В конце концов, если проект помимо базы пользователей вновь и выгодный, это значительно повышает и шансы на продажу.
По большому счету, вариантов только два: брать деньги с рекламодателей и/тож брать деньги с пользователей проекта. Какой же из них использовать и как? Принципы просты и их всего три:
Сделайте уникальный продукт - чтобы барьер для входа конкурентов был высок и вашу технологию было экстремально повторить. Не можете, сделайте самый удобный пользовательский интерфейс. Не можете этого, сделайте самую лучшую пользовательскую поддержку. отпустило всего, конечно, иметь все три компонента. Но если барьер для входа низок - вы проиграете. В лучшем случае, пора и совимеется в наличии знатье существовать, но основные черты лидером будет практически невозможно. Потому что придет Google или Microsoft и сделает то же самое, но предложит это миллионам своих пользователей.
Сделайте все вышеперечисленное, но для определенной рыночной ниши. К тому же рекламу с узким позиционированием обыденно удается продать существенно подороже.
Предлагайте часть сервисов бесплатно, а часть - за деньги. Примеры - тот же Feedburner.com, один из реально приносящих деньги стартапов.
Хочу вас предостеглагол от распространенного подхода: "бесплатникам" - показывать рекламу, а "платникам" - не показывать, не предлагая никаких преимуществ или дополнительных сервисов. Не делайте так, пожалуйста. аппарат очень не любят отдавать деньги за то, чтобы избавиться от проблем, которые вы же им и создаете, - такая гуру-йога недалеко ушла от рэкета.
Отсюда приходим к принципу организации успешного веб-проекта: используйте комбинацию рекламы с бесплатными сервисами и платы за спецнабор премиальных сервисов, нацеленных на отчетисто определенную аудиторию, для получения прибыли.
Девять способов честного изъятия денег
В откликах на пост в моем блоге на тему стартапов мне порекомендовали очерк (digitalenterprise.org/models/models.html) Майкла Раппы из Университета Северной Каролины, идеже он предлагает выделить девять бизнес-моделей для Интернет: брокерскую (brokerage), рекламную (advertising), информационного посредничества (infomediary), авиаподавиамодель "продавца" (merchant), модель производителя (manufacturer), партнерскую (affiliate), сообщество (community), подписку и модель "по требованию".
буква классификация достаточно условна, так как включает в себя и апельсины, и органный представление Баха; к тому же все перечисленные модели сводятся к тем же указаным выше две вариантам бизнес-модели.
Модели продавца и производителя выходят за рамки данной статьи, так как предполагают продажу "реального" товара через Интернет. "Партнерская" модель - это скорее способ привлечения платящих пользователей в ваш проект через распределение дохода с партнерами, чем самостоятельная бизнес-модель. Подписка и модель "по требованию" являются беспритязательно видами тарификации - брать деньги за определенный период пользования сервисом, или за каждый факт использования. Модель сообщества - это способ построения лояльной аудитории, а не бизнес-модель.
Но вот модель информационного посредника и брокерскую рассмотрим повнимательнее. В первой речь идет об использовании знаний о поведении и предпочтениях той или иной группы пользователей. нежели больше у вас знаний о пользователях вашего проекта, тем дороже вы эти знания сможете продавать. Это конкретный способ реализации модели "деньги с рекламодателей". К сожалению, в России пока на такие тонкости особого внимания не обращают, но это вопрос зрелости рекламного рынка.
Брокерская модель - это когда вы зарабатываете деньги на посредничестве: "вот на эти два процента и живу". Создайте площадку, где друг друга смогут найти продавцы и покупатели, и берите небольшой процент с каждой транзакции. Cайты аукционов, B2B-площадки, биржи, и анно онлайновый покер - все реализуют в том числе и брокерскую модель. В России тоже есть примеры успешных стартапов с элементами брокерской модели, за примером далеко ходить не надо проект Softkey.ru, позволяющий приобретать ПО в онлайне.
Российская неординарность
Необходимо сказать несколько слов о Рунете. С одной стороны, Рунет - это отличная возможность для создания стартапа. Мы, как обычно, отстаем лет на пять от англоязычной части, поэтому можно просто брать и копировать любой из сколько-нибудь успешных западных проектов и позиционировать их на русскоязычную аудиторию. сице поступил MoiKrug.ru - потомство LinkedIn.com, так поступил News2.ru - клон Digg.com.
С другой стороны, будет ли ваш проект прибыльным в краткосрочной перспективе - большой вопрос. О проблемах рекламной модели до черта написано выше; кроме того, в Рунете реклама дешевая и ее по головас можно пересчитать, а изменится ситуация только с увеличением количества интернет-пользователей в России (сейчас, по разным оценкам, их насчитывается от 15 до 30 миллионов).
С моделью "деньги с пользователей" проблем не меньше. Во-первых, пользователей Рунета просто мало. Пока Intel или мобильные операторы не реализуют сверхширокополосный беспроводной Интернет по всей России, заметного роста и не будет.
Неразвитость платежных систем - еще одна большая беда. Как заплатить за онлайновый сервис? По себе скажу, я не участвую ни в одном проекте, за некоторый не могу заплатить кредиткой не отходя от компьютера. Я не буду покупать карточку Яндекс-денег - мне некогда, и уж тем более никогда в жизни не пойду в банк платить по квитанции.
Поэтому описанная в конце предыдущего раздела брокерская модель сейчас является одной из наиболее привлекательных для Рунета, ибо позволяет предлагать сервисы и брать деньги в Интернете с корпоративных пользователей. У них нет проблем ни с проведением платежей, ни с платежеспособностью. На месте начинающих "стартаперов" я бы не спуская с глаз посмотрел на корпоративный рыночек. Это, быть может, не так "клево", как очередной AJAX’овый календарь, но деньги принесет с гораздо большей вероятностью.
Если говорить о потребителях (consumers), то в России, как и на любом другом развивающемся рынке, гораздо более интересная аудитория сейчас - это пользователи мобильных телефонов: их больше в разы, и им очень легко совершать платежи. Как психологически (ну кто в здравом уме отдаст 30–90 рублей за один рингтон в магазине? А с мобильника - насквозь и рядом), так и технологически, просто списав деньги со счета.
из чего следует, если вы нацеливаетесь на рынок Рунета - будьте готовы к долгосрочной стратегии роста и запаситесь терпением, однако требования к оригинальности предлагаемого сервиса у нас пока заметно подалее - просто в силу незаполненности рынка. И второй совет - думайте о корпоративном рынке.
Если вы хотите не только выжить, но и развиться - особенно в англоязычном Интернете, - имейте хороший (возвышенно - лучший) продукт/технологию, нацеленный на четко определенную аудиторию, а также продуманную бизнес-модель и стратегию развития. Если вы можете получить доступ к деньгам инвесторов - воспользуйтесь сим, чтобы иметь "подушку" для борьбы с конкурентами, думающими краткосрочно - "набрать пользователей, а там видно будет".
Большая часть из них рано или пора ложиться спать закроется - мы это уже наблюдали в 2000-м. С другой стороны, сейчас очень хорошее период для стартапа: возникают совершенно новые рынки, связанные с изменением поведения людей (социальные тенёта) и новыми технологиями (RSS). При этом цена оборудования и доступа в понцы гораздо ниже, чем была в девяностых. Так что - дерзайте!
- Из журнала "Компьютерра"