Теория
Доменные имена зачастую называют недвижимостью онлайнового века. Хорошо подобранное имя надо надеяться само по себе обеспечивать достаточно сильный поток посетителей, а значит, и потенциальных клиентов: удачное заголовок интуитивно находится и легко запоминается. Осознание ценности доменов растет заревник от года, а следом растет и цена доменов.
Домены в зоне .com в древности продаются за миллионы долларов. Рекордом на сегодня является сумма в семь с половиной миллионов долларов, выплаченная за домен Business.com. В России цены (пока) скромнее, да и самочки факты продаж не афишируются, а суммы не как-тоглашаются. Максимальная сумма, о которой открыто считается — $92 000 за домен Fortuna.ru, правда, насколько сие утверждение соответствует действительности, проверить оказывается невозесть. Дело в том, точно доменный рынок в России, непрозрачен и не имеет членораздельно определенных правил игры, доступных неофитам и людям со стороны. То, что не прописано на институцииодательном уровне, участники рынка вынуждены изобретать самочки.
Изобретательные участники, в числе прочих виртуальных экономических забав, предложиново бесцельноое глория, как киберсквоттинг — присвоение свободных доменных имён с целью их последующей перепродажи. Дело в том, что ответственные за техническую "выдачу домена" компании — администраторы доменной зоны — за бацилловыделение имя взимают фиксированную регистрационную плату. И сия плата мало того, что не зависит от самого доменного имя (и abba.ru, и baab.ru регистрируются за одну сумму), так она до сего часа и до смешного мала. Приобретя однажды домен с «вкусным» именем, напервыйер, avto.ru — киберсквоттер выставляет его (скорее будет сказать: права на использование домена) на продажу, по цене многим раньше уплаченного регистрационного сбора.
Общественное отношение к подобным киберсквоттерам в всемирная паутина-среде обычно отрицательное. Основывается это на том, что очень многие сталкивались со «столбильщиками» в борьбе за домен, который считали жидовщинано близкием. Многие компании, решившие в всего на всего прекрасный день создать сайт, обнаруживали, что домен, совпадающий с названием фирмы другими суесловиеми с написанием их торговой марки, кем-то занят и за его передачу этот кто подобный-то просит сумму, которая в сотни, а то и в тысячи раз превосходит стоимость «официальной» регистрации. сплошь и рядом домены, продление регистрации которых не было вовремя оплачено, равным образом перехватываются.
Требования заплатить далеко немалые суммы за домен зачастую лишает внутренние резервы интересные проекты получить хорошее имя. все-таки, как показывает практика, для действительно хорошего сайта доменное имя не является определяющим фактором: те же google, yandex иль wikipedia — не словарные слова, что не мешает им быть крайне популярными и посещаемыми. на отполете упомянем новые проекты, связанные броским лейблом Web 2.0: в большинстве случаев вымышленное существо расположены на далеко не «очевидных» доменах: это домены с пропущенными в написании букваси (flikr.com), точками посредине слова (del.icio.us). Тем не менее, «хорошее», легкозапоминающееся доменное имя никак нельзя назвать помехой в развитии web-сайта.
яко же относятся к своему занятию люди, непосредственно вовлеченные в бизнес по захвату доменов? имя Антипов, автор сайта cybersquatting.ru:
«Рынок доменных имен, условно, действительно, имеет смысл сравнивать с фондовым рынком. То нашел, не все то, что сейчас по высокой цене, будет еще дороже, не все то, что сейчас дешево, завтра вообще кому-то потребуется, неужели наоборот – будет оценено крайне высоко. Это как акции, инвестиции в бизнес и т.п. следовательно же как и на фондовом рынке, на рынке доменов существует своя правовая день, свои спекулянты, свои мошенники, брокеры и т.п. Я не случайно на своем сайте разделил киберсквоттинг по видам. нынче, когда речь заходит о киберсквоттинге, есть свои определения и терминология, ибо одно дело брендовый киберсквоттинг (обнова домена, совпадающего по написанию с зарегистрированной торговой маркой якорь или иной компании — прим. авт.), совершенно иной коленкор дело —
отраслевой (зарегистрирование доменов по видам коммерческой деятельности, по названиям товаров, услуг, отраслей экономики — прим. авт.). Если в первом случае своя рука между участниками выходят за рамки правового поля, то во втором —
они вполне рыночные и цивилизованные».
был грех, при регистрации доменов, в качестве которых используются общеупотребительные слова, а не зарегистрированные торговые марки, сложно говорить о каких-то преступлениях или нарушениях юридических норм. Киберсквоттеры столбят домены на тех же основаниях, что и другие пользователи.
Как показывает западная практика, все поне бы относительно привлекательные в «словарном» плане домены — оказываются скуплены или киберсквоттерами, либо конкурентами вашего нового проекта. Так что для нового сайта, как это ни странно звучит, киберсквоттерство может оказаться благом – домен всё же можно выкупить (домен, захваченный конкурентом, в этом плане на глазах хуже). И пусть на покупку потребуются совершенно «неразумные» деньги, вместе с тем домен позволит совершить стартовый попытка, недоступный другим.
Как стартовый рывок для проекта может быть использован и сам факт покупки домена. Публичная покупка домена за крупную сумму наверняка привлечет внимание: появятся заметки в СМИ, ссылки на других сайтах — а это посетители, известность. который ж удивляться, что время от времени озвученная на публику сумма подобных «громких» покупок оказывается... несколько преувеличенной.
хотя тут есть свои юридические беды и тонкости: о них и о том, как с ними бороться — «Бизнес-журнал online» разузнал у адвокатов. Подробности — в следующей части статьи.
жизнь
Беда в том, что, на данный момент, не до конца ясен вопрос, что же такое доменное имя для российского законодательства, и кого можно считать его собственником или законным обладателем. Процитируем ася Глушенкова (Адвокатское Бюро Александра Глушенкова), имеющего большой опыт процессов, связанных с Интернетом:
«Собственников доменов не существует! Домен не является вещью и не может быть предметом собственности, поэтому термин «собственник» тогда совершенно неуместен. Вот уж такие они — юристы: сразу же начинают придираться к словам... к руке, уже давно идут споры о правовой природе доменного имя. Что это? Средство индивидуализации? Объект интеллектуальной собственности? Что-то еще? Юристы и законодатели с сим еще не определились».
Такое положение дел вызывает сразу гибель проблем. Это и неочевидность отношения к доменам, неоднозначность судебных разбирательств по принадлежности доменов и многое другое. Так что и в тех случаях, где, казалось бы, очевидно, кто имеет больше прав на домен, разбирательства могут затянуться на годы.
Мы попросили Александра Глушенкова назвать наиболее известные и показательные случаи борьбы с захватом доменных имен:
«С такой точки зрения, конечно, нужно назвать процессы по домену kodak.ru. В связи с этим доменным именем было несколько судебных дел и множество статей в прессе. Но, ежели убрать всю словестную шелуху, то в сухом остатке будет то, что крупная международная пароходство пыталась таким образом бороться со своим дилером, который предлагал товары и услуги этой компании. Выражаясь языком Крылова – фигура лаял на моську. Я не буду вдаваться в подробности просчетов, ошибок и откровенных ляпов юристов со стороны фотоимперии, скажу чуть, что компания получила этот домен не в результате сизифовых усилий своих представителей, а всего когда закончился очередной год оплаты регистрации доменного имени, и он стал свободным. Реальные процессы с захватчиками доменов, обычно происходили сверх лишней шумихи, в тиши судебных залов. И таких дел довольно много».
споро отсужены у киберсквоттеров были многие домены – google.ru, kamaz.ru, mosfilm.ru и множество других громких имен. На этом сеево наработана солидная судебная практика, но это всё примеры крупных компаний. Но пусть даже и для гигантов рынка, случай с тем же Kodak.ru не вызывает оптимизма. вынупору, что компании вполне обосновано решают, что уймись, быстрее и дешевле не обращаться в суд, а просто выкупить домен у киберсквоттера.
Как мы говорили, так и не выяснено, чем же является домен с точки зрения законодательства. До определения этого базового понятия будет глубокое непонимание, а то и откровенная ненависть, между киберсквоттерами и сайтостроителями (хотя многим удается совмещать две эти роли). Ситуация может со значением измениться лишь после принятия четвертой части Гражданского кодекса РФ, внесенного в Думу в июле. Впрочем, это вопрос ближайшего будущего, и не известно, как успеет измениться закон до своего принятия.
Антон Серго, юридическая фирма «Интернет и Право», так ответил на вопрос «Бизнес-журнала online»:
—
Как может отразиться на ситуации четверть часть Гражданского кодекса РФ, внесенная в Думу в июле?
— Во-первых, доменное имя становится полноправным средством индивидуализации;
Во-вторых, фиксирование домена не блокирует регистрацию товарного знака, но может вести к его аннулированию (по желанию владельца домена);
В-третьих, возможна регистрация любого домена, но если в нем есть включение товарного знака, фирменного наименования, известного в РФ коммерческого обозначения, а вдобавок сходного обозначения, то возможно его аннулирование по инициативе правообладателя;
И, напоследках, домен может быть аннулирован, если не используется в течение 2 лет.
Александр Глушенков считает:
Несмотря на большой объем критики проекта четвертой части Гражданского кодекса многими юристами, из первых рук я считаю, что в плане доменных имен сделаны очень большие шаги вперед. Во-первых, в законодательстве вводится понятие доменного имени. Во-вторых, доменам придают относительно понятный правовой статус среди объектов интеллектуальной собственности. вследствие этого, гораздо проще будет защищать права администраторов доменов в судебном порядке.
ясно как божий день, законодательные изменения способны выдавить с рынка доменных имён недобропорядочных киберсквоттеров
— улаживание закона чётко поставит их за рамки правового поля. Что же касается «добросовестных» киберсквоттеров, столбящих просто пустующие домены, то они, видимо, смогут продолжить являющийся личной собственностью бизнес и далее, нарушая лишь некоторые моральные принципы, но не закон.
В заключении статьи приведём совет Александра Глушенкова:
«Общая рекомендация любому начинающему первостепенный проект: одновременно подавать заявку на регистрацию и товарного знака, и доменного имени».
имя Богданов